f9e780e3   

Зиганшин Камиль - История Варлаама (Скитник)



Камиль Зиганшин
История Варлаама (Скитник)
"Человечество медленно, но
верно, сходит с ума."
Василий Шмурьев, хотя и был потомком старинного княжеского рода, с
малых лет рос в захолустном поместье близ Твери, куда он был отправлен
знатными родителями, не желавшими обременять себя лишними хлопотами, на
воспитание старенькой одинокой тетки по материнской линии.
Жизнь в поместье с патриархальным укладом способствовала тому, что в
мальчике развивались и крепли лишь добродетельные черты. Тетя, будучи
глубоко верующей, образованной и умной женщиной, всячески поддерживала в
племяннике первородную чистоту. Более того, огражденный от пороков своего
сословия он рос одним из тех редких и необычных людей, у которых напрочь
отсутствует самолюбие. Василию были неведомы чувства обиды и ненависти. Его
смиренная душа любила всех и каждому желала только блага.
Стройный, с густой шевелюрой и шелковистым пушком над пухлыми губами,
юноша, приехав в столицу попал в совершенно иной мир. Роскошь и блеск,
властовавшие на светских приемах, поначалу, конечно, потрясли и восхитили
его. Но постепенно у Василия открывались глаза и он понял, что за внешним
блеском аристократического общества скрывается хитрословие, чванливость,
притворство, блуд, неумеренность в еде и мотовство.
Это поколебало его наивную веру в высокое предназначение аристократии.
Будучи кротким и в высшей степени набожным человеком он, сознавая
бессмысленность борьбы с царившими нравами, отказался от всех даруемых
высоким происхождением благ и, приняв постриг, удалился в монастырь. Это
первое самостоятельное решение определило дальнейшую судьбу Василия.
Изучая православие по старинным дониконовской поры книгам, коих в
хранилище монастыря было великое множество, он, поначалу, был весьма доволен
размеренной и чинной монастырской жизнью, ладил с игумном и всей братией, но
и здесь постепенно он стал замечать все ту же, лишь более умело утаиваимую
греховность и завуалированную борьбу за власть притворных благочестивцев. У
Варлаама подспудно вызревало желание уединиться и жить по сложившимся у него
понятиям. Чтобы никто не мешал ему разобраться в собственных мыслях и
чувствах, поразмыслить в естественной тишине, он через год покинул пределы
монастыря и отправился странствовать по местам диким, малолюдным, вдали от
мрачных полчищ серых изб.
И первое, что его поразило, это то, что на природе, в лесу, даже самый
неприхотливый обед, кажется удивительно вкусным. Аппетит разыгравшийся на
свежем воздухе, смолистый лесной аромат, дым костра - все это было
изысканными и восхитительными приправами к обеду. Простой обед на природе
давал столько наслаждения.
Лежа под гигантской сосной он рассеянно подобрал шишку, из которой
выпало некрупное семечко.
Варлаам взял его в руки и смотрел то на огромное дерево, то на семечко.
Такой гигант вырос из такого малого слабого семени. А оно, в свою очередь
даст начало жизни другого нового гиганта. И в тот момент Варлаам ясно понял,
что главная сила в мире - сила жизни, а не материальная. Все сотворяется
вечным источником силы данной Господом для продления непроходящего
круговорота. Оглядевшись, Варлаам увидел присутствие Господа во всем. Он
сотворил из семени огромное дерево, породил восхитительные цветы, одарил их
ароматом и нектаром.
Солнце медленно опускалось к гооризонту и Варлаам задумался о
благотворном воздействии светила. Без солнца семя не смогло бы превратиться
в сосну, без солнца прозрачная вода ручья навсегда осталас



Назад